[Интересные статьи]

Что такое Рок-опера

 Что такое Рок-опера
Думаю, нет таких людей, которые хоть раз не слышали о таком направлении в искусстве, как рок-опера. Но как появилось это направление и что оно несет? Что такое рок-опера? Джазз-модерн, стиль в одежде casual и fusion, эклектика в архитектуре… В последнее время смешением стилей в искусстве никого не удивишь.
Рок-оперой называют оперу, которая написана автором или авторами в стиле рок музыки. В целом же, рок-оперы – это музыкальные и сценические произведения, в которых эпизодами, исполняемыми вокалистами по ролям, раскрывается сюжет. При всем этом данные арии написаны в стиле рок, а на сцене вместе с исполнителями арий могут находиться гитаристы, клавишники и другие музыканты. Музыкальный язык рок-оперы связан с использованием как классического оркестрового состава, так и рок-ансамбля, часто в их сочетании. Манера исполнения напориста и агрессивна, интонации порождены различными жанрами рок-музыки. Применяются также элементы музыкального языка других культур от фольклорного до авангардистского, от стилизации музыки барокко до джаза и шлягера.
Упоминание о таком жанре как «рок-опера» упоминается в шестидесятых годах прошлого века. Родоначальником этого жанра и изобретателем словосочетания «rockopera» принято считать Пита Таунсенда, гитариста и лидера известной английской рок-группы The Who. Этим коллективом был написан альбом в 69 году, а на обложке альбома впервые находилось название этого жанра. Но исторически изобретателями жанра можно считать британскую группу The Pretty Things, которая выпустила в свет свой альбом «S.F. Sorrow» в 1968-м, записанный в 1967-м, однако не добившийся, в отличие от выше упомянутого «Томми» группы The Who, такого оглушительного успеха.
Рок-опера – это музыкально-драматический жанр, стилистической основой которого является рок-музыка. Уходит своими корнями в жанр мюзикла. Первыми рок-операми принято считать «Волосы» Г. Макдермота (1967), «Спасение» Т. Лина (1969), «Томми» (1970) и «Квардофению» (1972) П. Таушенда, «Годспел» С. Шуорца (1971). Высоким художеств, уровнем отличаются рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» (1971) и «Эвита» (1978) Э. Л. Уэббера.
Идейная направленность рок-оперы связана со стихийным бунтом молодежи против ценностей современного общества. Большую популярность приобрело осовременивание мифологических и библейских сюжетов (например, Христос трактуется как хиппи - бунтарь, бросивший вызов обществу). Музыкальной драматургии рок-оперы свойственны замкнутые номера (ария, монолог, хор) в сочетании с лейтмотивностью. Используются разговорные диалоги, танцевальные эпизоды со специфической пластикой, эксцентрические приемы звукооформления и светотехники. Рок-опера испытывает на себе влияние различных жанров современного искусства (в т. ч. драмы абсурда), бытует как на сценической площадке, так и в виде сольной пластинки исполнителя или группы (рок-альбома), где отдельные композиции объединяются единым сюжетом и (или) сквозным интонационно-тематическим развитием. В этом случае каждая часть рок-оперы может восприниматься как самостоятельное произведение. Такова известная рок-опера «Стена» группы «Pink Floyd», 1978.
Общей чертой в большинстве таких произведений можно назвать: большой размер, присутствие в них и вокальных, и речевых участков, и инструментальных, философская и историческая составляющая, а в российских рок-операх - еще и связь с основными российскими традициями.
Среди российских авторов рок-оперы наиболее известны А. Б. Журбин ("Орфей и Эвридика", 1975), А. Л. Рыбников («Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», 1976; «Юнона и Авось», 1980), А. Б. Градский («Стадион», 1982), Л. Квинт («Джордано», 1988).
В последние годы в нашей стране получили популярность фолк-рок-оперы, такие как, «Тампль», «Жанна д’Арк» и т.п., и рок-опера, написанная по основным мотивам книг жанра фэнтези «Дорога без возврата».
Огромную известность получили и множество других рок-опер, таких как: «Парфюмер», «Mozart. Le concert», «Мастер и Маргарита», а так же множество других.